События

Зима

Перовский парк

"Нападение в джунглях" Анри Руссо. Холст, масло. 129.8 x 161.9 см

тема: Искусство

Середина 19 века считается временем великих открытий французскими исследователями древних Ассирии и Вавилонии. Артефакты, добытые при раскопках, направлялись в Париж и находили своё место в Лувре. Анри Руссо часто посещал выставочные залы. Наследие неведомого государства, берущего начало на берегах Тигра, не могло не оставить след в душе начинающего художника. Далёкая Ниневия ассоциировалась у него с фантастической Мексикой, в которой он никогда не был, но так часто упоминал о ней в разговорах.

В 1891 году Руссо написал картину, открывающую цикл «Джунгли». Она имеет несколько названий: «Нападение», «Нападение в джунглях», «Тигр в тропическом шторме».

Бушует ураган. Небо разрезают вспышки молнии. От порыва сильного ветра склоняются к земле травы и ветки деревьев. Лютует ливень. Но неведом страх притаившемуся в густых зарослях тигру. Он наметил себе добычу и готовится к прыжку. Казалось бы, сюжет картины вполне понятен, если бы не отсутствие жертвы. Когда желающие повеселиться над работой, едва сдерживая насмешки, спрашивали художника: «На кого же собрался напасть тигр?» Он, хитро улыбаясь в пышные усы, отвечал: «На исследователей!»

Выставляя полотно в Салоне Независимых, автор дал ей название «Сюрприз!». О каких же исследователях и о каком сюрпризе идёт речь? Возможно, Руссо, действительно, под влиянием мыслей о далёкой Асирии представлял, как трудна и опасна участь исследователей. Каким неожиданным может быть их путь.

Однако, зная умение художника скрывать под толстым слоем краски свои мысли и фантазии, можно предположить, что картина автобиографична. Выставляя на суд зрителей очередную работу, Руссо чувствовал себя жертвой, которая под гнётом нелёгкой судьбы в любой момент может оказаться добычей злой критики. В таком случае, так ли прост сюжет картины?